WinUI — современный нативный фреймворк пользовательского интерфейса от Microsoft, предназначенный для разработки приложений под Windows с использованием декларативной разметки XAML и языков программирования .NET и C++. Фреймворк реализует принципы Fluent Design и предоставляет набор контролов, стилей и API для создания адаптивных, производительных и визуально согласованных интерфейсов. В экосистеме Windows термин «WinUI» охватывает несколько поколений: WinUI 2 как библиотека расширений для универсальной платформы Windows (UWP) и WinUI 3 как часть Windows App SDK, обеспечивающая использование современных UI-компонентов в десктопных приложениях Win32 и UWP.
Развитие WinUI связано с эволюцией платформы Windows и стремлением разделить поверхность визуальных компонентов от базовой операционной системы, чтобы разработчики могли получать обновления UI независимо от релизов ОС. Это позволяет быстрее внедрять новые элементы управления, улучшения в области анимации, адаптивного макета и доступности. WinUI предлагает совместимость с инструментами разработки Microsoft, включая Visual Studio, поддерживает привязку данных, шаблоны визуализации и расширяемую систему стилей, что делает его пригодным как для создания новых приложений, так и для модернизации существующих.
- Поддерживаемые среды: интеграция с UWP и Win32 через Windows App SDK, возможность использования C#, C++ и XAML.
 - Набор контролов: обширная библиотека стандартных и современных элементов управления (кнопки, списки, навигационные панели, диалоги и пр.).
 - Fluent Design: поддержка принципов Fluent (слои, глубина, анимация, типографика) для единообразного визуального языка.
 - Адаптивность: механизмы для построения интерфейсов, корректно работающих на разных размерах экрана и с разными способами ввода.
 - Обновления и совместимость: возможность получения обновлений UI-библиотеки отдельно от ОС, обратная совместимость с существующими приложениями при миграции.
 - Производительность: оптимизации рендеринга и виртуализации для работы с большими наборами данных и сложными макетами.
 - Доступность: встроенные возможности для поддержки экранных читалок, навигации с клавиатуры и других сценариев доступности.
 - Тематизация и стили: гибкая система тем и ресурсов для кастомизации внешнего вида без изменения поведения контролов.
 - Инструменты разработки: поддержка дизайнерских и отладочных средств в средах разработки, включая шаблоны проектов и эмуляцию разных форм-факторов.
 - Экосистема и расширяемость: возможность создания собственных контролов и расширений, интеграция с библиотеками и пакетами NuGet.